Архитектор, художница, лектор, специалистка по вневузовскому архитектурному образованию

Ордер и бодипозитив

Я тут постоянно триггерюсь о мысль, что дорический ордер – «мужской», ионический «женский», коринфский «девичий» — типа близкие пропорции и общее ощущение. Причем триггерюсь и как архитектор, и как человек.

Не – в принципе удобно к этому привязываться и детям объяснять. Поэтому у нас все кто прошел художку или любые лекции по истории искусства, знают это как отче наш.

Но бесит. Потому что если мы посмотрим на колонны – то никакого отношения к пропорциям реальных человеческих тел они не имеют. Ну да – очень условно можно представить, что это фигура в одеждах (со складками), с головой (капителью) и… ну и всё.  Ну нагрузку нам тоже проще держать вертикальную , всякие девушки с кувшинами и мужики со штангами вспоминаются. То есть аналогии можно провести, конечно. Но очень примерно,  с некой абстрактной человеческой фигурой – без этого – гендерного и эйджистского.


Я решила бороться с этим стереотипом. А то посмотришь на ионические колонны и понимаешь что ты не женщина, а тетка. А про коринфские вообще говорить нечего – таких пропорций девочек единицы. Не – бывают. Но единицы.

Давайте разбираться. Вот смотрим выше картинку с Кареатидами (прикладываю не фото – а совершенно волшебную картину Поленова, но поверьте – пропорции он не наврал) . Вроде понятно – вот тетки крышу держат. Как колонны. Теперь смотрим на пропорции. Ширину этих теток к высоте.

Похоже на ионический ордер? Вообще нет. Давайте разбираться,  откуда такая фигня.

Не – понятно, что это запустил еще Витрувий. Но если читать Витрувия – то он говорит что:

  1. Что архитектуру надо пропорционировать, и это важно, как важны пропорции человеческого тела для скульпторов, чтобы получилось красиво. То есть – важно думать о пропорциях, но не обязательно пропорциях человеческого тела, хотя человеческое тело представляется гармоничным.  С этим мы спорить не будем.

 

  1. Изначально для колонн была взята ОДНА пропорция с человеческого тела, а именно отношение длины стопы к росту. Одна шестая от роста – для мужчины и дорического ордера и одна восьмая для ионического ордера – с пропорций женской фигуры. Всё.

ВСЁ. То есть в пропорционировании ордера имеется лишь ОДИН параметр, взятый из пропорций человека. Ширина колонны у основания к высоте.  По длине ступни. Думаю понятно, насколько это слабый параметр, чтобы сделать колонну подобной человеческому телу.

Плюс к этому – в ионическом добавляется база – то есть одна восьмая высоты кажется всё таки маловатой для опоры.

Более того – эта пропорция применялась ТОЛЬКО в архаичный период. Чуть позже архитекторы решили, что не очень гармонично и УВЕЛИЧИЛИ пропорцию – взяли 7 и 9. То есть классические колонны вообще сознательно уведены от пропорций реального (даже античного) человеческого тела. То есть вот те ордера, которые на картинке – они даже этого параметра не имеют.

Ну и плюс Витрувий рассказывает легенду о происхождении капители коринфского ордера из корзинки на могиле девушки (еще раз – это а)легенда б)речь только про капитель в)слово девушка там встречается, но к пропорциям её тела это отношения не имеет).

Но этого оказалось достаточно, чтобы бесконечно начало повторяться в веках и проедало мозг.

Про применение – Использование дорического и ионического ордера регулировалось совершенно другими соображениями – а не то что – бог мужчина – мы ему дорический, бог – женщина – ионический.

Так что я предлагаю эту байду забыть навсегда. Вообще. Навсегда. И не использовать слова «мужское» и «женское» по отношению к ордерам.   (Меня это тоже касается).  Dixi.

Метки: ,

Подпишитесь на рассылку,
чтобы быть в курсе всех новостей

[contact-form-7 404 "Not Found"]

Анастасия Головина © Все права защищены. Копирование графических материалов не разрешается без ссылки на автора. Политика конфиденциальности

Scroll Up