Поселок на Луне — мастер-класс
С днем космонавтики! Это один из моих любимых и важных для меня праздников.
Хочу поделиться специальным «космическим» архитектурным занятием для детей – строительством поселков на Луне. Можно использовать. Для любого некоммерческого использования. При коммерческом – спрашивать моего разрешения (скорее всего я вам его дам просто так, но без спроса ни-ни).
Несколько лет на 12 апреля (и не только) я проводила этот мастер-класс. Занятие простое, эффектное и позволяет поговорить о многих вещах (и не требует презентации).
Я говорила только про Луну, но мне кажется, это вполне может быть разговор о Марсе, или любой планете без атмосферы.
Легенда такая – мы обсуждаем, могут ли жить люди на Луне, будут ли дома на Луне похожи на обычные дома или нет, какие будут дома на Луне? Представляем себе, что инженеры разработали купола, под которыми будет воздух и под которыми люди будут жить. Тут немного физики – почему купола круглые, и почему нужно экономить вес – обсуждаем, как доставлять строительные материалы на Луну. И вот представьте – для строительства поселка на Луну доставили несколько куполов.
Что остается сделать архитектору? Чем вообще занимаются архитекторы? Нужны ли они в данном случае? Задача архитектора расставить эти купола и соединить их так, чтобы было удобно и красиво.
I этап работы – На листе картона (любого, главное чтобы это был жесткий картон) расставляем купола – один главный и много (5-7) поменьше. Говорим о композиции. Жесткое правило только одно – отступать от края картонки хотя бы на 2 см. Остальное – по возможности почувствовать, чтобы было красиво. С одной стороны все композиции будут разными. С другой – обязательно в группе будет 1-2 человека, которые сделают очень простую центричную штуку – в центре большой купол и ромашкой вокруг маленькие. Предложить им подвигать. На разные расстояния. Или сдвинуть через одну. Похвалить за то, что такие композиции делают цельные и уравновешенные личности (и это правда), попробовать предложить организовать главный въезд в поселок – а то так не понятно с какой стороны вход. Если к нему подходит дорога – должен ли въезд как-то выделятся?
Вторая крайность – накиданное абы как. Предложить подвигать по разному, найти несколько вариантов и выбрать лучший (например, снимая на телефон). Совсем случайные композиции можно вытянуть на II этапе. Если нужно для композиции – добавляем несколько куполов. Когда все будут удовлетворены своими композициями – купола приклеиваем колбасками пластилина по периметру намертво. Не жалея пластилин. Я стараюсь следить чтобы каждый работал одним цветом пластилина. Чтобы и без покраски это выглядело красиво. Переворачиваем вверх тормашками и смотрим, чтобы не улетели (тут может быть блок про меньшую силу притяжения на Луне)
II этап работы – соединение куполов переходами. Палочки из нарезанного пенокартона (0.5 см толщиной – около 1 см шаг нарезки) – легко режутся ножницами на нужный размер. Тут говорим об удобстве и о связи частей между собой. Чтобы не было тупиковых куполов с единственным выходом. Но при этом надобности соединять все со всеми тоже нет. И продолжаем помнить о красоте. Можно подумать о функции каждого купола – есть ли там только жилые купола? Лаборатории? Общественная зона? Или всего понемногу в каждом куполе?
III этап – украшение и усложнение. Я предлагаю им поставить мачту (из деревянной шпажки) и укрепить её нитками. Технология такая – укрепляется один конец нитки кусочком пластилина, потом обматывается мачта – и тянется в другую сторону. Хотя бы 4 тросса нужно (то есть 2 нитки) – тут у нас бывает разговор про пространственную жесткость (что плоское падает) и про укрепление радиомачт. Можно добавить подъездную дорогу (если композиция этого требует), поверхность Луны (пластилин, песок и т.п.), и бывают самые разные идеи у детей. Можно прикинуть масштаб и поставить луноход.
IV этап – покраска из балончика белой и серебристой краской (для Марса – красной-бронзовой). Красить нужно на улице, одежду должно быть не жалко, на людей не направлять. Тут тоже возникает разговор зачем это может быть (маскировка, отражение лучей). С выровненным цветом это смотрится гораздо эффектнее — дети ахают, какая у них красота получилась.
Материалы, размеры и расход:
— подставка под работу. жесткий картон (можно гофрированный — я резала упаковку от холодильника) — лучше побольше чем А4. Но не А3. могу дать средний размер — где то 25х35 см.
— пластмассовые киндерсюрпризовые яйца. по 7-9 штук на человека. (в смысле 7-9 половинок)
— пластмассовые яйца побольше — по одной штуке — бывают продаются карамельки в яйцах побольше, но можно использовать и какие-то другие полукруглые крышечки — даже были у меня половинки кокосового ореха. размер — чтобы было заметно больше – (раза в два) киндерсюрпризового яйца.
— пластилин. любой. хорошо идут отходы от пластилина. лучше наш (Ярославский Луч), который лучше клеится — не мягкий jovi (он не клеится!) – расход – примерно по 3-4 палочки на человека.
— палочки для переходов. я режу пенокартон (5 мм толщиной, примерно по 1 см нарезка). можно взять гофрокартон поплотнее и заранее нарезать. можно взять трубочки для коктейлей, но выбрать те, которые пожёстче.
— зубочистки, шпажки, ниточки – для антуража
— и краска – в балончиках. Если группа большая, а дети чужие — лучше чтобы красил взрослый. Краска для работы с детьми – дорогая, как самолет. Я брала в передвижнике краску для граффити. Нужно 2 краски — одна основная – например, цвета красного марсианского песка и вторая дополнительная – например, брозовая – или медная – чтобы придать блеск. Расход примерно такой – на 10 человек один основной балончик и половина дополнительного. 2+1 – где то на 15-20 человек. На 20 –может быть впритык (в этом случае спасет то, что и без покраски красиво и торчать будет один цвет пластилина).
Вот тут отчет участников одного из мастер-классов – и фотографии в процессе — http://tat-dream.livejournal.com/64389.html
Моя коллекция работ – в группе на ФБ «Архитектурные занятия для детей» https://www.facebook.com/media/set/?set=oa.427657764086319&type=1
Метки: мастер-класс